Сотрудничество актера с учреждением культуры может проходить непосредственно или с участием агента. Во взаимоотношениях актера и актерского агентства есть своя национальная специфика, обусловленная правовым полем, обычаями делового оборота и творческим процессом. Остановимся подробнее на некоторых наиболее важных моментах их совместной работы, которые стоит учитывать как самим артистам, так и их работодателям [1].
Актерский агент – это физическое лицо, которое совершает ряд физических и юридических действий по поручению своего подопечного актера для осуществления его непосредственной деятельности (выступления, участия в зрелищных мероприятиях, фото- , видео- и киносъемки и пр.). Актерское агентство – это юридическое лицо, выполняющее те же функции. Существуют актерские агентства, специализирующиеся на работе с актерами кино («НЕКСТ», «Кинопартнер») или театра («Премьера», «Артис» и т. д.). В отличие от западного коллеги, российскому театральному агенту присущи совершенно иные функции: распространение билетов, презентация и проведение проектов (рекламируемых спектаклей), ведение статистики разного рода, а также поддержание обратной связи со зрителем. Сами театральные актерские агентства позиционируют себя как организации,занимающиеся продюсированием и проведением культурно-массовых мероприятий, а также предоставлением билетов на них. Таким образом, российский театральный агентсродни уполномоченному, «обросшему» современными видами работы со зрителем.
Зачем агентства актерам
В России существует около пятидесяти актерских агентств, причем подавляющее большинство занимается только кинематографом. Основная часть их сосредоточена в Москве и Санкт-Петербурге.Официальных данных об общем количестве индивидуальных актерских агентов не существует, но оно невелико[2]. В то же время, представители этой профессии весьма востребованы. К примеру, по данным исследования, проведенного на кафедре продюсерства исполнительских искусств СПбГАТИ в 2011 г., большинство актеров Санкт-Петербурга хотели бы, чтобы у них был свой агент. Это обусловлено несколькими причинами.
Большинство актеров Санкт-Петербурга хотели бы, чтобы у них был свой агент.
1) Зачастую актеры после окончания вуза или по приезду в другой город (особенно в столицу) «теряются». Они не знают, в какую студию им лучше отнести свои фотографии, в какой театр прийти на прослушивание, в какой одежде появиться на то или иное мероприятие, как общаться с администрацией интересующего их учреждения и т. д. Агент же обладает необходимой информацией и заинтересован в продвижении своего клиента-актера.
2) Даже если у актера есть постоянная работа в репертуарном театре, он может быть заинтересован в других проектах (антрепризах, киносъемках, оказании ивент-услуг и т. д.). Но для поиска информации об этих проектах нужно время и знание рынка соответствующих услуг, которые есть у агента. Кроме того, агент может грамотно рассчитать время работы артиста во всех проектах, так как именно он несет ответственность перед продюсерами за то, чтобы графики параллельных работ не совпадали.
3) Для того, чтобы карьера развивалась всесторонне и целенаправленно, ей необходимо заниматься: быть открытым со зрителем и поклонниками, общаться с ними, постоянно напоминать о себе в СМИ, быть в курсе происходящего в сфере культуры и искусства, посещать «нужные» мероприятия и налаживать столь важные для развития карьеры связи. Агент может помочь актеру выбрать самые значимые события и завести полезные знакомства.
4) Особое внимание стоит уделить финансовому вопросу. Актеры определяют стоимость своей работы индивидуально, единые закрепленные критерии оценки актерской работы отсутствуют. В то же время, в рамках коммерческих проектов работодатели – продюсеры и директоры – стремятся оптимизировать расходы, в т. ч. и за счет сокращения гонораров. Агент подскажет актеру величину оплаты, адекватную конкретному проекту и приемлемую для данного работодателя.
Работа актерских агентств в США
В Америке существует разделение на агентов и персональных менеджеров. Менеджеры занимаются деталями работы актера (планированием поездок и интервью, составлением графиков), в то время как агенты ищут эту работу, договариваются об интервью и изучают контракты. Действуют Ассоциация персональных менеджеров (ROP) и Ассоциация агентов (LEA).
Как правило, у агентств существует специализация (представление интересов моделей, ведущих, детей; подбор актеров для кинопроектов, антреприз и так далее). В Интернете доступен перечень таких фирм, находящихся в каждом штате[3].
В зависимости от уровня престижа и стоимости оказания услуг, все американские агентства подразделяются на три категории:
■ агентства уровня «А» – наиболее престижны, имеют большие возможности и значительное влияние. Как правило, они работают только с признанными «звездами»;
■ агентства категории «В» – работают с актерами, уже достаточно успешно проявившими себя в театре или кино;
■ агентства уровня «C» – занимаются начинающими или не очень известными актерами.
В Голливуде «суперзвезда» платит личной агентской структуре до 40–45 % своего гонорара (эти деньги уходят на содержание серьезного штата: агент, менеджер, юрист, пресс-секретарь), «звезды» калибром поменьше – 10–15%.
Если актеру предлагают свои услуги сразу несколько агентов, и он не знает, кого из них выбрать, он может получить независимое конфиденциальное мнение от одного из советников специальной организации Spotlight’s[4].
В США существуют «Кодекс поведения агентов»[5] и стандартный агентский договор. В других станах все договоры имеют индивидуальный порядок заключения.
Иностранный артист тоже может обзавестись личным агентом в США. Для этого ему нужно вступить в любой из местных актерских профсоюзов, предварительно заплатив взнос и заручившись рекомендацией актера – действующего члена профсоюза.
Помимо функций агента или сотрудника актерского агентства, перечисленных во врезе, агент выполняет функции и совершает действия, приведенные в таблице:
№ п. п. | Функция | Способ выполнения |
1 | Поиск подходящих проектов в кино, театре, в рекламе, на модных показах, на постановочных фотосессиях и т. д. Агент обязан сообщать актеру обо всех предложениях (даже если выбор очевиден) и поддерживать своего клиента на любом проекте. Актер имеет право самостоятельно выбирать проект из представленных ему агентом. | Непрерывное изучение событий, происходящих в мире театра, кино и др. |
2 | Организация рабочего расписания актера. | Совместная работа с заведующими труппой в театре, менеджерами на кинопроизводстве и т. п. |
3 | Создание положительного образа клиента, популяризации его имени как среди работодателей, так и среди зрителей. | Опубликование в Интернете наиболее качествненых и «выгодных» фото-, видео- и текстовых материалов об актере. Создание презентацийклиентов-актеров в электронном формате или вживую. |
4 | Осуществление непрерывной связи с актером на протяжении всего участия в съемках или репетициях для охраны его творческих и гражданских прав. | Сверка фактических условий работы с требованиями, заявленными в рейдере артиста. |
5 | Ведение всех возникающих юридических вопросов, касающихся, прежде всего, приемлемости условий контракта в вопросах ограничения свобод и величины гонораров, а также сроков работы, времени выплат и т. д. | Разрешение финансовых разногласий между актером и продюсером. В случае неудачи в переговорах негативное впечатление от совместной работы распространяется на личность агента, а не актера. |
6 | Контроль исполнения условий подписанных соглашений. | Организация встреч и переговоров с директорами кинокартин, театров и продюсерами. |
7 | Охрана интересов артиста на территории других стран. | Консультирование клиентов по вопросам юридическо-правового,административного и социального характера. |
Кроме того, приветствуется знание агентом иностранных языков, права и бухгалтерии, умение пользоваться ресурсами Интернета. При эксклюзивной работе агент психологически поддерживает и мотивирует своего клиента.
В США совместная работа агентов (агентств) и актеров возможна на следующей основе:
- Рабочий договор. Это наиболее распространенная система отношений. Общение агента и актера происходит через Интернет и телефонную связь, личный контакт не обязателен даже при их знакомстве. Агент задействует подопечного редко, держа его «про запас». Очень часто актер в таких случаях находит себе работу сам, не ставя в известность агента. Как правило, такое сотрудничество недолговечно и не приводит к успешным результатам. Этими характеристиками можно описать типичные отношения актера в большом агентстве, больше похожем на актерскую базу.
- Непосредственный контакт между агентом и актером. Контакт Сотрудничество ограничивается поиском работы и сопутствующими ему процессами. Агент не заинтересован в продвижении актера, не занимается его паблисити. Такие отношения, однако, могут быть очень долговечными и результативными.
- Так называемый «эксклюзивный подход» предполагает постепенное превращение агента (по функциональному статусу) в личного менеджера или директора артиста. В этой сфере деятельности нередки родственные связи между агентом и актером, особенно часто встречаются случаи прямой родственной (родители делают «звезду» из своего ребенка) или брачной связи (агент – один из супругов, второй супруг – актер).
- Работа без заключения договора, «на честном слове». Она может производиться, если актеру предлагается участие в небольшом или разовом проекте, когда в контракте нет необходимости.
Но не везде работа агентов и агентств с актерами строится похожим образом. В Российской Федерации существует определенная специфика агентской деятельности. Прежде всего, она обусловлена особенностями законодательства нашей страны.
Правовые нормы агентской деятельности в Российской Федерации
Во второй части Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) агентированию посвящена глава 52. Начиная со ст. 1005 и заканчивая ст. 1011 в кодексе обозначены отношения по следующим пунктам:
■ агентский договор;
■ агентское вознаграждение;
■ ограничения агентского договора;
■ отчетность агента;
■ субагентирование;
■ прекращение агентского договора;
■ договоры поручения и комиссии как виды агентских договоров.
Актер, заключающий договор с агентом, становится принципалом, т. е. лицом, чьи интересы будет представлять агент. По такому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершить по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала, либо от имени и за счет принципала. При этом права и обязанности по совершенным сделкам возникают у принципала, т. е. у актера (абз. 3 п. 1 ст. 1005 ГК РФ).
Агентский договор является консенсуальным (для его заключения достаточно соглашения сторон), возмездным (согласно нему одна из сторон получает вознаграждение за исполнение своих обязательств) и двусторонним (в его заключении участвуют обе стороны).
Действующее законодательство признает возможность существования двух принципиально разных видов агентских договоров.
Первый тип предусматривает осуществление агентом деятельности от своего имени и за счет подопечного. Он формируется как договор комиссии. Правовые последствия действий, совершаемых агентом, в таком случае возникают у агента. Сделки с третьими лицами по такому договору производятся при условии, что все права и обязанности остаются у агента, даже если принципал был назван или приступил к исполнению отношений, оговоренных в сделке. Результат ее исполнения передается принципалу, так как заключение сделки было совершено по его поручению и в его интересах.
Второй тип построения договора можно охарактеризовать как представительский, действующий по модели поручения. В этом случае действия совершаются от имени и за счет принципала, деятельность агента влечет правовые последствия в виде возникновения, изменения или прекращения гражданских правоотношений непосредственно для принципала. Поэтому все права и обязанности по сделкам возникают у актера.
Также можно заключить договор, включающий в себя элементы договоров двух типов – например, одни действия по договору будут совершаться от имени агента, другие – от имени принципала.
Предметом агентского договора в целом является совершение в равной степени и юридических (заключение договоров и пр.), и физических действий, которые не влекут за собой правовых последствий (изучение конкурентного рынка, поиск потенциальных проектов, ведение деловой переписки и пр.). Для агентского договора характерно предоставление агенту широкого круга возможностей при деятельности в интересах артиста. Поэтому в договоре может быть обозначена лишь одна общая цель, для достижения которой агент вправе совершать действия разного рода и в любом объеме. Подобная деятельность, соответственно, предполагает сравнительную длительность отношений между сторонами, то есть спецификой агентского договора является многократность оказываемых услуг.
Оформление агентского договора подчиняется общим правилам о форме сделок и форме договора, специальных норм и рекомендаций по этому поводу не существует. Полномочия агента закрепляются в письменной или в устной форме. В первом случае выдачи доверенности не требуется, во втором она обязательна.
В общем смысле, агент занимается оказанием услуг. Действия агента могут четко определяться в договоре путем их простого перечисления, при этом агенту могут быть представлены и общие полномочия на совершение сделок от имени принципала без указания на их характер и условия осуществления. Принципал не может отказаться от своих прав и обязанностей в сделках с контрагентами, ссылаясь на отсутствие у агента надлежащих полномочий; исключение составляют случаи, когда принципал может доказать, что третье лицо знало или должно было знать о таких ограничениях (п. 2 ст. 1005 ГК РФ).
Срок действия агентского договора либо определяется сторонами, либо считается, что договор заключен на неопределенный срок (п. 3 ст. 1005 ГК РФ). Как правило, с актерами, с которыми агент или агентство работает давно и результативно, происходит автоматическое продление сроков действия договора.
Права и обязанности сторон изменяются в зависимости от условий конкретного договора. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, даже если принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по ее исполнению. В данном случае к отношениям, вытекающим из агентского договора, применимы правила договора комиссии.
По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала. В данном случае применимы правила главы 49 «Договор поручения» ГК РФ. Следует иметь в виду, что если агентское соглашение реализовано по схеме договора поручения, то к нему, так же как и к договору поручения, применяются общие нормы о представительстве, установленные главой 10 «Представительство. Доверенность» ГК РФ.
Агентский договор представляет собой форму посреднического договора, который включает в себя элементы договора поручения и комиссионного договора.
В рамках одного договора на агента могут быть возложены разного характера поручения: одни он исполняет выступая от своего имени, другие – от имени своего принципала.
Оплата услуг агента. Агентский договор является возмездным. Вне зависимости от того, выступает агент от имени принципала или от своего имени, принципал обязан уплатить вознаграждение, даже если положение об оплате упущено в договоре.
Как правило, в тексте договора обозначается пункт «Порядок расчетов», куда выносятся размеры причитающегося агенту вознаграждения. Если в договоре нет такого пункта, и размер вознаграждения невозможно установить исходя из условий договора, то размер уплаты определяется в соответствии с п. 3 ст. 424 ГК РФ: как сумма, которую в аналогичных условиях платят за такую же или похожую работу.
Если в договоре не указан порядок уплаты агентского вознаграждения, то принципал обязан выплатить агенту вознаграждение в течение одной недели с момента представления ему агентом отчета за прошедший период (абз. 3 ст. 1006 ГК РФ), если из существа договора или обычаев делового оборота не вытекает иной порядок уплаты вознаграждения.
Агентский договор может ограничивать права принципала и агента:
- Агентским договором может быть предусмотрено обязательство принципала не заключать аналогичных договоров с другими агентами, действующими на определенной в договоре территории, либо воздерживаться от осуществления на этой территории самостоятельной деятельности, аналогичной деятельности, составляющей предмет агентского договора (п. 1 ст. 1007 ГК РФ, эксклюзивный договор).
- Точно так же агентским договором может быть предусмотрено обязательство агента не заключать с другими принципалами аналогичных договоров, которые должны исполняться на территории, полностью или частично совпадающей с территорией, указанной в договоре (п. 2 ст. 1007 ГК РФ).
- Условия агентского договора, в силу которых агент вправе продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги исключительно определенной категории покупателей (заказчиков), либо исключительно покупателям (заказчикам), имеющим место нахождения или место жительства на определенной в договоре территории, являются ничтожными.
- Субагент не вправе заключать с третьими лицами сделки от имени лица, являющегося принципалом по агентскому договору, за исключением случаев, когда в соответствии с п. 1 ст. 187 ГК РФ субагент может действовать на основе передоверия. Это означает, что субагенту должна быть выдана нотариально удостоверенная доверенность. Однако в данном случае спорным становится вопрос о возможности многократного передоверия.
В ходе исполнения агентского договора агент обязан представлять принципалу отчеты в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором (ст. 1008 ГК РФ). Если в договоре ничего не сказано об отчетах, агент должен предоставлять их по мере исполнения либо по окончании действия договора. Если агентским договором не предусмотрено иное, к отчету агента должны быть приложены необходимые доказательства расходов, произведенных агентом за счет принципала.
Если у принципала имеются возражения по отчету агента, он должен сообщить о них агенту в течение тридцати дней со дня получения отчета, если соглашением сторон не установлен иной срок. В противном случае отчет считается принятым принципалом (п. 3 ст. 1008 ГК РФ).
На сегодняшний день многие вопросы, связанные с посреднической деятельностью, остаются неурегулированными. К примеру, согласно ст. 1008 ГК РФ гражданское законодательство предоставляет право сторонам, работающим в рамках агентского договора, решать вопрос о порядке и сроках предоставления принципалу отчета. В ходе исполнения агентского договора агент обязан представлять принципалу отчеты в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором. Если в договоре отсутствуют такие условия, отчеты представляются агентом по мере исполнения либо по окончании действия договора.
В то же время налоговое законодательство не определяет специальных сроков предоставления агентом отчета или какого-либо извещения принципала о дате реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав). В отсутствии специальных норм, принципалы будут вынуждены руководствоваться общей нормой, предусматривающей, что датой получения дохода для целей налогообложения будет признан день реализации этих товаров (работ, услуг, имущественных прав), т. е. день перехода прав собственности. Для принципала-актера это будет либо день съемок / спектакля (если договор между ним и заказчиком не был заключен), либо иной день, указанный в договоре. |
На официальном сайте актерского агентства «Золотая лига» в открытом доступе находятся образцы разнообразных договоров, заключаемых им[6]. В Приложении 1 приведен пример эксклюзивного договора с актером.
В Приложении 2 дан обзор наиболее примечательных (старейших, самых крупных и пр.) актерских агентств.
Специфика работы российских актерских агентств
Говорить о многолетней традиции деятельности актерских агентств в нашей стране преждевременно: история крупнейших компаний насчитывает всего лишь порядка десяти лет. Однако можно определить принципиальное отличие всех российских агентств от западных аналогов. В странах с развитой киноиндустрией агентства работают с режиссерами и продюсерами на стадии подбора актеров. Когда кандидатура актера одобрена, продюсер связывается с его личным менеджером, агентом и юристом и оговаривает индивидуальные условия уже без участия агентства. Российские агентства осуществляют все кастинговые (подбор актеров), менеджерские (решение личных проблем клиентов − от повышения гонораров до записи к врачу) и юридические (работа над договорами) функции.
Проблемы отрасли
Недостаток профессиональных кадров. Агентской деятельностью занимаются, прежде всего, бывшие артисты, юристы и выпускники продюсерских факультетов СпбГАТИ и РАТИ (ГИТИС). Первые хорошо знают индустрию и имеют определенные связи, но не имеют юридического или бухгалтерского образования, опыта администрирования. Вторые, чаще всего, несведущи в неписаных законах театра и кино, психологии актера. У третьих недостает связей, столь необходимых в данной работе.
Неопределенность сути агентской деятельности. У этой профессии нет должностных инструкций, никем никогда не была определена полнота деятельности агента, а только определен минимум – найти актеру работу. Часто этим исчерпывается деятельность рядового агента. Возникает справедливый вопрос: а нужен ли такой агент?
Кроме того, существуют недобросовестные агенты, заботящиеся прежде всего о величине собственного заработка, а уже потом – об имидже и профессиональной самореализации актера-клиента.В результате их «труда» лицо актера примелькивается, и вместо того, чтобы искать одну, но стоящую работу, актер участвует в десятке проектов сомнительного качества.
Традиционное недоверие к агентам со стороны российских продюсеров, кастинг-директоров и т. д. Тому есть несколько причин. Во-первых, работодатель актера зачастую воспринимает агента как «человека для выбивания денег». Во-вторых, наличие у актера агента зачастую трактуется как «звездная болезнь». Это может стать причиной отказа от работы с таким исполнителем.
Сложности при выстраивании рабочих отношений между агентами и актерами. Некоторые агенты настаивают на том, чтобы актеры соглашались на «единственного представителя» всех их работ.
Даже в том случае, если актер сам обеспечил себе занятость, принято выплачивать комиссию агенту (который, так или иначе, понес расходы при совершении звонков, составлении писем и поиске работы за актера).
В книге Симона Дюнморе «Путеводитель по поиску работы для актера»[7] даны рекомендации актерам, желающим наладить взаимоотношения с актерскими агентствами, придав тем самым импульс своему карьерному росту.
Залог успешной творческой работы актера отнюдь не агент, а талант и наличие предложений от работодателя. Однако агент может максимально упростить некоторые проблемные моменты: отсечь ненужные или выполнить за актера важные телефонные звонки, проводить мониторинг кастингов и прослушиваний, организовать фотосессии, что, в целом, не может не помочь артисту в развитии карьеры. Кроме того, помощь агента актеру в правовых, экономических и организационных вопросах может оказаться незаменимой.
Приложения
Приложение 1. Эксклюзивный договор с Актером
Приложение 2. Обзор театральных актерских агентств
скачать одним файлом.doc
[1] См. также: Матросова Е. В. Агент, как посредник между артистом и заказчиком // Справочник руководителя учреждения культуры. 2010. № 12.
[2] В специализированных кругах известны актерские агенты Светлана Гусинская, Анастасия Самсонова, Лариса Исаева, Галина Боголюбова, Наталья Бочарова и др. В России нет профессионального объединения агентов, которое могло бы облегчить задачу подсчета их количества. На протяжении нескольких лет обсуждается идея создания гильдии актерских агентств. Предположительно, эта гильдия займется вопросами профессиональной сертификации агентств и агентов для систематизации их работы.
[3] Agency Directory. Адрес в сети Интернет: www.auditionagency.com/agency_directory.htm (дата обращения: 15.05.11).
[4]Spotlight’s Agency Адрес в сети Интернет: www.spotlightsagency.com (дата обращения 25.04.11).
[5] Agent Code of Conduct. Адрес в сети Интернет: www.agentscodeofconduct.com/agents-bible.php
(дата обращения 23.05.11).
[6] Адрес в сети Интернет: www.telefilm.ru/jurist.html
[7] См. Dunmore S. An Actor’s Guide to Getting Work. Адрес в сети Интернет:www.thestage.co.uk/connect/acblack/actorssd.php (дата обращения: 15.05.11).
Ссылка на первоисточник: http://www.cultmanager.ru/magazine/archive/84/1995/