Гринштейн Дмитрий
Актёру нужна свобод

Инна Израилевна Штеренгарц является одним из самых опытныхкастинг-директоров в стране. Ее стаж работы насчитывает три десятилетия.  И секретами покорения актерского рынка Инна Израилевна согласилась поделиться с нами. 

— Как вы пришли в профессию?

— Кастинг-директором я стала случайно. Моя специальность по диплому – театровед. Я окончила Ленинградский Театральный институт театра, музыки и кино и несколько лет работала завлитом в театре, а затем на Свердловской киностудии – редактором документального кино. Но у меня не складывались отношения с главным редактором. И я решила поменять работу – уволиться со студии.
На мою беду самый известный режиссер на среднем Урале Ярополк Лапшин остался без ассистента по актерам. А моя сердобольная подруга, режиссер научно-популярного кино, шепнула Лапшину: «Вот есть такая-то, она окончила театроведческий и прекрасно знает актеров».

Я, конечно, их знала, но в историческом аспекте, по преимуществу. Я пыталась отказаться, но подруга спросила меня: «Ты вот сейчас в какие города в командировку ездишь? В Ижевск, Челябинск, Курган, Тюмень (это корпункты на Урале, где я помогала снимать операторам документальные  сюжеты для журнала «Советский Урал»). А если будешь ассистентом по актерам, то объездишь весь Советский Союз! А, может, и за границей побываешь». Я на свою беду согласилась. И застряла в этой профессии на всю оставшуюся жизнь.

— И с какими трудностями вы столкнулись на этом пути? 

— Самое сложное – это контакт с режиссером. Надо, чтобы мы понимали друг друга, и он не говорил «иди туда – не знаю куда, найди то – не знаю что». Режиссер должен иметь свою концепцию фильма и представлять своих героев. А если этого нет, то тогда работа становится бессмысленной. Поэтому я стараюсь работать с одним режиссером, с которым мы говорим на одном языке,- с Владимиром Ивановичем Хотиненко. И это взаимопонимание началось с первого дня нашей совместной работы над фильмом «В стреляющей глуши». Мы провели замечательный подбор, и все потому, что он досконально продумал стилистику фильма и знал характеры героев, но с другой стороны, был очень гибким, мобильным и мог вносить изменения.
Вот один яркий пример. Объясняя какая актриса нужна на главную роль, он показал мне картинуПетра-Водкина «Петроградская Мадонна». И у меня были на примете актрисы такого плана. Но мне очень хотелось показать ему актрису МДТ Наташу Акимову, которая ярко заявила о себе в спектакле Л. Додина «Братья и Сестры» . Внутренне, как мне казалось, она соответствовала образу, но внешние данные несколько не совпадали с портретом. И я подумала: все будет хорошо, если я правильно преподнесу ее кандидатуру. Владимир Иванович сначала всегда просит фотографию. Надо было выбрать нужный, беспроигрышный снимок. Такой был. Не очень-то соответствовал реальному облику актрисы, но был очен близок по настроению к «Петроградской Мадонне». Владимир Иванович после просмотра фотографии согласился встретиться с актрисой, но я понимала, что их беседа в  стенах кабинета ничего не даст. Я проиграю. Надо уговорить Хотиненко пойти на спектакль, после чего он не сможет не оценить ее яркий драматический талант- и я уверена – выберет ее.

…Пробы потом, конечно, будут, но снимать он будет ее –Наташу Акимову – Лизку из «Братьев и Сестер».

— Как стать хорошим кастинг — директором? Что для этого нужно?

— Кастинг-директор должен любить актера, смотреть много спектаклей, интересоваться выпускниками  театральных вузов, уметь вести диалог с режиссером и внимательно читать сценарий.

— В каких проектах работали? Каким был самым сложным?

— Я думаю, это «Гибель Империи». Там было задействовано пятьсот действующих лиц. Правда, было много помощников. В каждом городе, в котором мы снимали, у нас были представители, которые хорошо знали актерский контингент города. Мы снимали во многих городах. Это был долгий, сложный, но очень интересный проект.

Что вы можете посоветовать актерам? Как сделать так, чтобы кастинг прошел удачно?

— Самое главное – это свобода. Актер должен приходить на кастинги открытым и не зажатым. И только тогда он сможет полностью проявить себя. Хотя, точных ответов и нет. Если актер талантлив, и он подходит на роль, то его берут. Но бывают и исключения.

Я расскажу вам, как Лиза Арзамасова была утверждена на роль Евы в фильме «Поп». Нашей героине было 16 лет. На кастинг приглашались молодые актрисы, недавние выпускницы и студентки театральных вузов. На кастинге я всегда внимательно прислушиваюсь ко всем советам, даже если поначалу они и кажутся невозможными для претворения в жизнь. Лизу Арзамасову тогда многие знали по «Папиным дочкам». Ей не было еще и 13-ти. Кроме того наша героиня – еврейка. И, казалось, она совершенно не походила нам ни по характеру, ни по возрастным данным. Но мне так упоенно расхваливала ее как очень эмоциональную, непосредственную и абсолютно своеобразную индивидуальность одна очень уважаемая и опытная кастинг – директор, что я поверила ей. И, к счастью, я не смотрела «Папиных дочек».

Я вызвала девочку на кастинг, и выяснилось после общения с ней, что она не по годам серьезная и мудрая, и что ей доступны взрослые чувства: она так проникновенно и естественно, с большим драматизмом прочитала стихи Игоря Северянина о разбитой любви, что сомнений не оставалось: она – настоящая драматическая актриса. Я показала отснятый на кастинге диск с претендентками на роль Евы, а потом сказала: — «А теперь — сюрприз!» — и включила диск с кастингом Лизы…

Хотя на пробы были допущены пять претенденток, Владимир Иванович уже на просмотре дисков кастинга понял, что будет снимать Лизу! Она и снималась. А роль  адаптировали под нее!

— Как должно быть оформлено резюме?

— Резюме, фотографии – этого недостаточно. По бумажкам трудно судить об актере. Пусть приглашают на спектакли, курсовые и дипломные работы, на премьеры фильмов с их участием. Мне очень многое дают походы в театр на экзамены в театральные ВУЗы и просмотры фильмов.

— Какие нужны фотографии?

— Нужно понять, что портфолио драматического актера – это не фотографии для модельного агентства. Чтобы получились удачные снимки надо вступить в контакт с фотографом. Хорошо, когда это твой друг или знакомый. Фотосессия – это, прежде всего, наблюдение фотографа за актером, где модель сможет проявить себя в разных ситуациях, реагируя на них непосредственно, забыв о фотографе, и предстать перед ним таким, какой он есть. Фотографии в ролях не нужны, и снимки должны обновляться как можно чаще, чтобы не вводить в заблуждение кастинг — директоров.

— Какие самые большие проблемы у российского кино?

…Их очень много! Я скажу о той, которая непосредственно имеет отношение ко мне профессионально. Очень много актеров… Ходят они по коридорам «Мосфильма» с протянутой рукой, ищут работу. Мало, очень мало неповторимых индивидуальностей, а еще меньше крупных личностей. Недостаточно мужественных мужчин, а с другой стороны – и аристократов нет. Недавно моя подруга, кастинг – директор, искала актерский типаж аристократа 25 лет, перевернув весь «актерский рынок», еле-еленашла одного. Конкурентов у него не было.

 — А какие самые интересные актеры на рынке?

Очень скрупулезно, детально проделывая все малейшие движения души героя, создает экранный образ Евгений Миронов. Я была свидетелем этого на «Мусульманине», а спустя 15 лет – на «Достоевском». Очень интересный актер с своеобразными внешними и внутренними данными – Дмитрий Лысенков. Я проводила с ним несколько актерских проб, поработать нам пока не удалось. Но я уверена в нем: много лет наблюдала за его актерской карьерой, начиная  со студенческих лет. Из актрис – очарована Чулпан Хаматовой: она прекрасна. И очень люблю Нину Усатову.

Ссылка на первоисточник: http://trubnikova.com/akteru-nuzhna-svoboda/