Гринштейн Дмитрий
+7 926 113 1877
Журнал Sight & Sound опубликовал список лучших фильмов

Раз в десять лет британское издание Sight & Sound публикует список пятидесяти лучших фильмов по результатам опроса кинематографистов и киноведов. Свыше 800 кинокритиков, режиссеров, сценаристов, прокатчиков из самых разных уголков мира поставили на первое место ленту Альфреда Хичкока «Головокружение».
Журнал Sight & Sound издается Британским киноинститутом с 1932 года и является одним из старейших профильных изданий, доживших до наших дней. Опрос критиков с целью выяснить лучшие фильмы проводится с 1952 года. Самую первую десятку, опубликованную 60 лет назад, возглавила картина «Похитители велосипедов».С каждым годом количество опрашиваемых становилось все больше, а список несколько менялся. Однако с 1962 года первое место плотно оккупировал «Гражданин Кейн» Орсона Уэллса, но в этот раз ему пришлось подвинуться на второе место, уступив психологической драме Хичкока. «Паранойя и одержимость никогда не смотрелись лучше», — поясняет свою любовь к картине бывший куратор Венецианского кинофестиваля Марко Мюллер, в этом году ставший программным директором Римского киносмотра.

«Головокружение» появилось в списке Sight & Sound в 1962 году на 11-м месте и медленно, но верно поднималось все выше и выше.

С 1992 года свой список для Sight & Sound составляют и режиссеры. В этом году среди опрошенных постановщиков были Вуди Аллен, Майк Ли, Френсис Форд Коппола, Мартин Скорсезе и Квентин Тарантино.

Судя по результатам 846 опрошенных киноэкспертов, список лучших фильмов выглядит так:

1. «Головокружение» — Альфред Хичкок, 1958 (191 голос)
2. «Гражданин Кейн» — Орсон Уэллс, 1941 (157 голосов)
3. «Токийская повесть» — Ясудзиро Одзу, 1953 (107 голосов)
4. «Правила игры» — Жан Ренуар, 1939 (100 голосов)
5. «Восход солнца» — Фридрих Вильгельм Мурнау, 1927 (93 голоса)
6. «2001 год: Космическая одиссея» — Стэнли Кубрик, 1968 (90 голосов)
7. «Искатели» — Джон Форд, 1956 (78 голосов)
8. «Человек с киноаппаратом» — Дзига Вертов, 1929 (68 голосов)
9. «Страсти Жанны д’Арк» — Карл Теодор Дрейер, 1928 (65 голосов)
10. «8 с половиной» — Федерико Феллини, 1963 (64 голоса)
11. «Броненосец «Потемкин»» — Сергей Эйзенштейн, 1925 (63 голоса)
12. «Аталанта» — Жан Виго, 1934 (58 голосов)
13. «На последнем дыхании» — Жан-Люк Годар, 1960 (57 голосов)
14. «Апокалипсис сегодня» — Френсис Форд Коппола, 1979 (53 голоса)
15. «Поздняя весна» — Ясудзиро Одзу, 1949 (60 голосов)
16. «Наудачу, Бальтазар» — Робер Брессон, 1966 (49 голосов)
17. «Семь самураев» — Акира Куросава, 1954 (48 голосов)
17. «Персона» — Ингмар Бергман, 1966 (48 голосов)
19. «Зеркало» — Андрей Тарковский, 1974 (47 голосов)
20. «Поющие под дождем» — Стенли Донен и Джин Келли, 1952 (46 голосов)
21. «Приключение» — Микеланджело Антониони, 1960 (43 голоса)
21. «Презрение» — Жан-Люк Годар, 1963 (43 голоса)
21. «Крестный отец» — Френсис Форд Коппола, 1972 (43 голоса)
24. «Слово» — Карл Теодор Дрейер, 1955 (42 голоса)
24. «Любовное настроение» — Вонг Кар-Вай, 2000 (42 голоса)
26. «Расёмон» — Акира Куросава, 1950 (41 голос)
26. «Андрей Рублев» — Андрей Тарковский, 1966 (41 голос)
28 «Малхолланд Драйв» — Дэвид Линч, 2001 (40 голосов)
29. «Сталкер» — Андрей Тарковский, 1979 (39 голосов)
29. «Шоа» — Клод Ланзманн, 1985 (39 голосов)
31. «Крестный отец 2″ — Френсис Форд Коппола, 1974 (38 голосов)
31. «Таксист» — Мартин Скорсезе, 1976 (38 голосов)
33. «Похитители велосипедов» — Витторио де Сика, 1948 (37 голосов)
34. «Паровоз «Генерал»» — Клайд Брукман и Бастер Китон, 1926 (35 голосов)
35. «Метрополис» — Фриц Ланг, 1926 (34 голоса)
35. «Психо» — Альфред Хичкок, 1960 (34 голоса)
35. «Жанна Дильман, набережная Коммерции, 23, Брюссель 1080″ — Шанталь Акерман, 1975 (34 голоса)
35. «Сатанинское танго» — Бела Тарр, 1994 (34 голоса)
39. «Четыреста ударов» — Франсуа Трюффо, 1959 (33 голоса)
39. «Сладкая жизнь» — Федерико Феллини, 1960 (33 голоса)
41. «Путешествие в Италию» — Роберто Росселлини, 1954 (32 голоса)
42. «Песнь дороги» — Сатьяджит Рей, 1955 (31 голос)
42. «В джазе только девушки» — Билли Уайлдер, 1959 (31 голос)
42. «Гертруда» — Карл Теодор Дрейер, 1964 (31 голос)
42. «Безумный Пьеро» — Жан-Люк Годар, 1965 (31 голос)
42. «Время развлечений» — Жак Тати, 1967 (31 голос)
42. «Крупный план» — Аббас Кияростами, 1990 (31 голос)
48. «Битва за Алжир» — Джилло Понтекорво, 1966 (30 голосов)
48. «История(и) кино» — Жан-Люк Годар, 1998 (30 голосов)
50. «Огни большого города» — Чарльз Чаплин, 1931 (29 голосов)
50. «Сказки туманной луны после дождя» — Кэндзи Мидзогути, 1953 (29 голосов)
50. «Взлетная полоса» — Крис Маркер, 1963 (29 голосов)

Десятка, полученная от режиссеров, получилась такой:

1. «Токийская повесть» — Ясудзиро Одзу, 1953
2. «2001 год: Космическая одиссея» — Стэнли Кубрик, 1968
3. «Гражданин Кейн» — Орсон Уэллс, 1941
4. «8 с половиной» — Федерико Феллини, 1963
5. «Таксист» — Мартин Скорсезе, 1976
6. «Апокалипсис сегодня» — Френсис Форд Коппола, 1979
7. «Крестный отец» — Френсис Форд Коппола, 1972
8. «Головокружение» — Альфред Хичкок, 1958
9. «Зеркало» — Андрей Тарковский, 1974
10. «Похитители велосипедов» — Витторио де Сика, 1948

Sight & Sound опубликует онлайн полные списки от режиссеров только 22 августа. Французский Paris Match обнаружил их печатную версию и поделился с читателями. Порядок расположения фильмов не уточняется. Еще раз отметим, что речь идет не о любимых фильмах респондентов, а о тех, которые они считают лучшими.

Вуди Аллен
«Похитители велосипедов», 1948, Витторио де Сика
«Седьмая печать», 1957, Ингмар Бергман
«Гражданин Кейн», 1941, Орсон Уэллс
«Амаркорд», 1973, Федерико Феллини
«8 с половиной», 1963, Федерико Феллини
«Четыреста ударов», 1959, Франсуа Трюффо
«Расёмон», 1950, Акира Куросава
«Великая иллюзия», 1937, Жан Ренуар
«Скромное обаяние буржуазии», 1972, Луис Бунюэль
«Тропы славы», 1957, Стэнли Кубрик

Ричард Айоаде
«Персона», 1966, Ингмар Бергман
«Презрение», 1963, Жан-Люк Годар
«Бешеный бык», 1980, Мартин Скорсезе
«Слово», 1955, Карл Теодор Дрейер
«Барри Линдон», 1975, Стэнли Кубрик
«Преступления и проступки», 1989, Вуди Аллен
«Квартира», 1960, Билли Уайлдер
«Токийская повесть», 1953, Ясудзиро Одзу
«Уступи место завтрашнему дню», 1937, Лео МакКери
«Пустоши», 1973, Терренс Малик

Джун-хо Бон
«Город печали», 1989, Хоу Сяосянь
«Исцеление», 1997, Киёси Куросава
«Служанка», 1960, Ким Ки-Ён
«Фарго»,
1995, Джоэл Коэн, Итэн Коэн
«Психо», 1960, Альфред Хичкок
«Бешеный бык», 1980, Мартин Скорсезе
«Печать зла», 1958, Орсон Уэллс
«Мне отмщение, и аз воздам», 1979, Сёхэй Имамура
«Плата за страх», 1953, Анри-Жорж Клузо
«Зодиак», 2007, Дэвид Финчер

Френсис Форд Коппола
«Пепел и алмаз», 1958, Анджей Вайда
«Лучшие годы нашей жизни», 1946, Уильям Уайлер
«Маменькины сынки», 1953, Федерико Феллини
«Плохие спят спокойно», 1960, Акира Куросава
«Телохранитель», 1961, Акира Куросава
«Поющие под дождем», 1952, Стенли Донен, Джин Келли
«Король комедии», 1982, Мартин Скорсезе
«Бешеный бык», 1980, Мартин Скорсезе
«Квартира», 1960, Билли Уайлдер
«Восход солнца», 1927, Фридрих Вильгельм Мурнау

Жан-Пьер Дарденн и Люк Дарденн
«Аккатоне», 1961, Пьер Паоло Пазолини
«Сильная жара», 1953, Фриц Ланг
«Под стук трамвайных колес», 1970, Акира Куросава
«Германия, год нулевой», 1948, Роберто Росселлини
«Лулу», 1980, Морис Пиала
«Новые времена», 1936, Чарльз Чаплин
«Искатели», 1956, Джон Форд
«Шоа», 1985, Клод Ланзманн
«Улица стыда», 1956, Кэндзи Мидзогути
«Восход солнца», 1927, Фридрих Вильгельм Мурнау

Гильермо дель Торо
«Франкенштейн», 1931, Джеймс Уэйл
«Уродцы», 1931, Тод Броунинг
«Тень сомнения», 1943, Альфред Хичкок
«Алчность», 1924, Эрих фон Штрогейм
«Новые времена», 1936, Чарльз Чаплин
«Красавица и чудовище», 1946, Жан Кокто
«Славные парни», 1990, Мартин Скорсезе
«Забытые», 1950, Луис Бунюэль
«Носферату», 1922, Фридрих Вильгельм Мурнау
«8 с половиной», 1963, Федерико Феллини

Шон Дуркин
«Сияние», 1980, Стэнли Кубрик
«Ребенок Розмари», 1968, Роман Полански
«Челюсти», 1975, Стивен Спилберг
«Три женщины», 1977, Роберт Олтмен
«Птицы», 1963, Альфред Хичкок
«Балбесы», 1985, Ричард Доннер
«Пианистка», 2001, Михаэль Ханеке
«Персона», 1966, Ингмар Бергман
«Паника в Нидл-парке», 1971, Джерри Шацберг
«Конформист», 1970, Бернардо Бертолуччи

Асгар Фархади
«Расёмон», 1950, Акира Куросава
«Дорога», 1954, Федерико Феллини
«Крестный отец», 1972, Френсис Форд Коппола
«Токийская повесть», 1953, Ясудзиро Одзу
«Квартира», 1960, Билли Уайлдер
«Три цвета: Красный», 1994, Кшиштоф Кесьлевский
«Хватай деньги и беги», 1969, Вуди Аллен
«Сцены из супружеской жизни», 1973, Ингмар Бергман
«Таксист», 1976, Мартин Скорсезе
«Новые времена», 1936, Чарльз Чаплин

Мишель Хазанавичус
«Городская девчонка», 1930, Фридрих Вильгельм Мурнау
«Огни большого города», 1931, Чарльз Чаплин
«Быть или не быть», 1942, Эрнст Любич
«Гражданин Кейн», 1941, Орсон Уэллс
«Квартира», 1960, Билли Уайлдер
«Сияние», 1980, Стэнли Кубрик
«На север через северо-запад», 1959, Альфред Хичкок
«Третий человек», 1949, Кэрол Рид
«Бешеный бык», 1980, Мартин Скорсезе
«Белоснежка и семь гномов», 1937, Уолт Дисней

Миранда Джулай
«Слепота», 1987, Фредерик Вайсман
«Приятный разговор», 1985, Джойс Чопра
«Головокружение», 1958, Альфред Хичкок
«После жизни», 1998, Хирокадзу Корээда
«Где-то
во времени», 1980, Жанно Шварц
«Сыр», 2007, Мика Роттенберг
«Любовь, сбивающая с ног», 2002, Пол Томас Андерсон
«Красный шар», 1956, Альбер Ламорисс
«Аквариум», 2009, Андреа Арнольд

Майк Ли
«Американское безумие», 1932, Фрэнк Капра
«Андрей Рублев», 1966, Андрей Тарковский
«Я — Куба», 1964, Михаил Калатозов
«Эмигранты», 1971, Ян Труэль
«Как действует комар», 1912, Уинзор МакКэй
«Жюль и Джим», 1961, Франсуа Трюффо
«Эпоха радио», 1987, Вуди Аллен
«Песни со второго этажа», 2000, Рой Андерссон
«Токийская повесть», 1953, Ясудзиро Одзу

Майкл Манн
«Апокалипсис сегодня», 1979, Френсис Форд Коппола
«Броненосец «Потемкин»», 1925, Сергей Эйзенштейн
«Гражданин Кейн», 1941, Орсон Уэллс
«Аватар», 2009, Джеймс Кэмерон
«Бьютифул», 2010, Алехандро Гонсалес Иньярриту
«Моя дорогая Клементина», 1946, Джон Форд
«Страсти Жанны д`Арк», 1928, Карл Теодор Дрейер
«Бешеный бык», 1980, Мартин Скорсезе
«Дикая банда», 1969, Сэм Пекинпа

Стив МакКуин
«Битва за Алжир», 1966, Джилло Понтекорво
«Ноль за поведение», 1933, Жан Виго
«Правила игры», 1939, Жан Ренуар
«Токийская повесть», 1953, Ясудзиро Одзу
«Диван», 1964, Энди Уорхол
«Презрение», 1963, Жан-Люк Годар
«Хорошая работа», 1999, Клер Дени
«Однажды в Америке», 1984, Серджио Леоне
«Плата за страх», 1953, Анри-Жорж Клузо
«Делай как надо», 1989, Спайк Ли

Джефф Николс
«Хладнокровный Люк», 1967, Стюарт Розенберг
«Пустоши», 1973, Терренс Малик
«Хад», 1963, Мартин Ритт
«Бильярдист», 1961, Роберт Россен
«Лоуренс Аравийский», 1962, Дэвид Лин
«Буч Кэссиди и Сандэнс Кид», 1969, Джордж Рой Хилл
«Челюсти», 1975, Стивен Спилберг
«На север через северо-запад», 1959, Альфред Хичкок
«Дилижанс», 1939, Джон Форд
«Флетч», 1985, Майкл Ритчи

Дэвид О. Расселл
«Эта замечательная жизнь», 1946, Фрэнк Капра
«Китайский квартал», 1974, Роман Полански
«Славные парни», 1990, Мартин Скорсезе
«Головокружение», 1958, Альфред Хичкок
«Криминальное чтиво», 1994, Квентин Тарантино
«Бешеный бык», 1980, Мартин Скорсезе
«Молодой Франкенштейн», 1974, Мэл Брукс
«Скромное обаяние буржуазии», 1972, Луис Бунюэль
«Крестный отец», 1972, Френсис Форд Коппола
«Синий бархат», 1986, Дэвид Линч
«День сурка», 1993, Харольд Рэмис

Мартин Скорсезе
«8 с половиной», 1963, Федерико Феллини
«2001 год: Космическая одиссея», 1968, Стэнли Кубрик
«Пепел и алмаз», 1958, Анджей Вайда
«Гражданин Кейн», 1941, Орсон Уэллс
«Леопард», 1963, Лукино Висконти
«Земляк», 1946, Роберто Росселлини
«Красные башмачки», 1948, Майкл Пауэлл, Эмерик Прессбургер
«Река», 1951, Жан Ренуар
«Сальваторе Джулиано», 1961, Франческо Рози
«Сказки туманной луны после дождя», 1953, Кэндзи Мидзогути
«Головокружение», 1958, Альфред Хичкок

Квентин Тарантино
«Хороший, плохой, злой», 1966, Серджио Леоне
«Апокалипсис сегодня», 1979, Френсис Форд Коппола
«Несносные медведи», 1976, Майкл Ритчи
«Кэрри», 1976, Брайан де Пальма
«Под кайфом и в смятении», 1993, Ричард Линклейтер
«Большой побег», 1963, Джон Стёрджес
«Его девушка Пятница», 1940, Ховард Хоукс
«Челюсти», 1975, Стивен Спилберг
«Хорошенькие девушки, станьте в ряд», 1971, Роже Вадим
«Гремящий гром», 1972, Джон Флинн
«Колдун», 1977, Уильям Фридкин
«Таксист», 1976, Мартин Скорсезе

Бела Тарр
«Человек с киноаппаратом», 1929, Дзига Вертов
«Страсти Жанны д`Арк», 1928, Карл Теодор Дрейер
«Александр Невский», 1938, Сергей Эйзенштейн
«М», 1931, Фриц Ланг
«Наудачу, Бальтазар», 1966, Робер Брессон
«Жить своей жизнью», 1962, Жан-Люк Годар
«Безумие», 1972, Альфред Хичкок
«Токийская повесть», 1953, Ясудзиро Одзу
«Без надежды», 1965, Миклош Янчо
«Берлин, Александрплатц», 1980, Райнер Вернер Фассбиндер

Эдгар Райт
«2001 год: Космическая одиссея», 1968, Стэнли Кубрик
«Американский оборотень в Лондоне», 1981, Джон Лэндис
«Кэрри», 1976, Брайан де Пальма
«Дамы», 1934, Рэй Энрайт, Басби Беркли
«А теперь не смотри», 1973, Николас Роуг
«Утиный суп», 1933, Лео МакКери
«Психо», 1960, Альфред Хичкок
«Воспитание Аризоны», 1987, Джоэл Коэн, Итэн Коэн
«Таксист», 1976, Мартин Скорсезе
«Дикая банда», 1969, Сэм Пекинпа

Апичатпон Вирасетакун
«Прибежище дракона», 2003, Цай Минлян
«Яркий летний день», 1991, Эдвард Янг
«Дождь», 1929, Йорис Ивенс
«Империя», 1964, Энди Уорхол
Valentin de la Sierras, 1971, Брюс Бейлли
«Разговор», 1974, Френсис Форд Коппола
«Цельнометаллическая оболочка», 1987, Стэнли Кубрик
«Восьмидесятые», 1983, Шанталь Акерман
«Паровоз «Генерал»», 1926, Бастер Китон
«Сатанинское танго», 1994, Бела Тарр

В общей сложности свои списки для журнала представили 358 режиссеров.

Ссылка на первоисточник: http://www.kinopoisk.ru/news/1940583/